Н.Е. Левинтова, зам. директора школы №707 г. Москвы по учебно-воспитательной работе 

 

Дети растут. Куда? 

 

 

Дети – это непрерывное развитие. Даже без специальной поддержки родителей, педагогов и психологов они в естественных условиях жизни будут развиваться, без нас меньше. Ну, а когда мы, уже минувшие эту пору жизни, желаем помочь младшим, возникают вопросы «Как?» и «Для чего?» 

 

Попробуйте прийти к детям или подросткам и сказать: «Хочу помочь вам вырасти сильными, умными, добрыми». 

 

– Хорошо, скорее научите нас. 

А дальше о чем говорить будете? А как будете произносить правильные слова? Ведь не хочется, наверное, занудливо объяснять, что «нужно делать хорошо, и не нужно плохо». А пока вы думаете, какие слова подобрать, я расскажу, как это делает Ева Златогорова. 

 

В нашей 707-й московской школе Ева Александровна бывает по нескольку раз в год. Четвертые классы и девятые, группа продленного дня и выпускники - одиннадцатиклассники – она находит нужные слова для всех. И никакой театрализации — одна безыскусная правда о жизни человека, потерявшего в 26 лет зрение, но не потерявшего желание и способность жить. Рассказывая о своем переживании свалившейся беды, о ее продолжении потерей близкого человека, о борьбе с депрессией, Ева в обретает в глазах детей то безусловное право говорить о духовных делах, которое только и можно заслужить страданиями и преодолением. И когда так же просто, как рассказ о своей жизни, Ева начинает говорить об инвалидах—молодые слушатели верят ей, незрячей, открывающей им глаза на скрытые стороны жизни. И они уже не отмахиваются ушами от предложений задуматься о трудностях, с которыми сталкивается обездвиженный или двигающийся неровно и вопреки своей воле человек. 

 

Вдохновленные Евой семиклассники и девятиклассники собрали 2 посылки из игрушек ребятишкам подмосковного детского дома, «коробочку радостей» с набором пестрых полезных вещиц для детей из онкологического центра, навестили в интернате ребят, больных ДЦП, показали им концерт. А еще они собрали корм для собак из приюта для бездомных животных. А еще взяли шефство над семьей третьеклассника, мама которого из-за болезни ног не может провожать сына в школу — теперь ребята сами переводят его через дорогу, попутно обучая правилам дорожного движения. 

 

Согласовывая очередную встречу Евы с нашими школьниками, высказываю ей опасение: «Этот класс такой сложный: ребята плохо учатся и плохо ведут себя на уроках, друг к другу относятся недружески…» - «Ничего!»
— успокаивает меня 

 

 

Ева, мне даже интересно поговорить с такими. И каждый раз она оказывается права, а я к концу встречи ощущаю такой прилив любви к своему школьному народу, что готова простить им все прошлые «прегрешения» против 

школьных правил. 

 

Последние посещения школы проходили в более широком формате: вместе с Евой Александровной на разговор со старшеклассниками приезжал Владимир Владимирович Иванов, много лет проработавший в сложной и важной сфере психиатрии, состоявший членом Общественной палаты, где он активно выступал с предложениями по защите прав ребенка. Владимир Владимирович потерял зрение несколько лет назад, будучи уже состоявшимся профессионалом—тем тяжелее было резко менять стиль жизни. Присутствие его добавило к разговору о жизненном предназначении еще одну важную тему: тему гражданской ответственности нового поколения, вступающего в жизнь, перед обществом. Горячность и вдохновение, что вложил Владимир Владимирович в свое обращение к одиннадцатиклассникам, дошли до каждой души. И глаза светились, и тишина была полна внимания, и в сердцах звон колокольный. А когда пришла пора задавать вопросы, встал Яша—учителя не скрывают эмоций, когда жалуются на его поведение на Уроках,— и сказал то, что не мог не сказать: об удивительном оптимизме гостей, об их жизненной стойкости, которой ему и всем ребятам хочется научиться, о благодарности за рассказ, о примере который они получили… 

 

Школьный звонок призвал к продолжению трудовых буден, и ребята стали прощаться. Яша попросил Владимира Владимировича разрешить пожать руку и вложил в этот жест столько искреннего желания поддержать человека в сложных жизненных обстоятельствах, что стало понятно: этот учительский нервомот неспособен сознательно обидеть человека, и достоин такого же хорошего отношения к себе, как и уверенно осваивающий основы наук отличник. Девчушки, кучкой застывшие напротив гостей, смотрели на них с благодарностью людей, получивших по два крыла и небо в придачу. А Настя прорвала скованное волнением молчание: «Наталья Евгеньевна, спасибо за встречу. Нам очень нужно узнавать о таких людях!» А для чего ж работаем. 

 

Все ребята ушли на следующий урок, и только Арутюн, юноша борцовского строения с красивыми добрыми глазами, все стоял возле своего стола. «Можно, я помогу Вам дойти до первого этажа?» — Ева до сих пор вспоминает ощущение хрустальной вазы, которую со всей предупредительностью спускают по ступенькам школьной лестницы надежные руки провожатого. 

 

Дети растут. Теперь можно уверенно сказать, что они тянутся к Добру. 

Спасибо, Ева Александровна. Спасибо Владимир Владимирович. 

 

Наталия Евгеньевна Левинтова, 

(903)281-41-74, 

nlevintova@gmail.com