ОТЗЫВЫ НА ВЗРОСЛЫЕ КНИГИ

                        М У З Ы К А     С Е Р Д Ц А.      

 

                   «И покорясь судьбе своей достойно,

                     Я жизнь мою с надеждою продолжу,

                     Заполню время, время непростое

                     Делами добрыми и вечною любовью!»

 

          Строки из стихотворения Евы Златогоровой, вынесенные в эпиграф, отражают высший смысл, квинтэссенцию всего ее творчества. Даже просто открыв наугад эту чудесную книгу, сразу же попадаешь в простой и, вместе с тем, волшебный ареал ее удивительного, своеобразного миросозерцания и подключаешься к особому восприятию Автором сложных нюансов человеческих характеров и симфонии окружающей природы.

       В самом названии книги «Королевство прямых зеркал» незримо ощущается присутствие ее человеческой и женской души, воспринимающей мир не через призму индивидуального сознания, т.е. эффект «искривления зеркал», а посредством доброго, бережного и осторожного соучастия в его реальных проблемах.

      Рецензируемая работа, не считая поэтических приложений и легких ироничных зарисовок, состоит из двух основных частей, носящих названия: «Сценарий, которому не суждено стать фильмом» и «Сценарий, которому суждено стать фильмом». Познакомившись в прошлом году с 1-й частью книги, вышедшей отдельным изданием, наряду с радостным ощущением встречи с интересным собеседником, чувствуешь некоторую незавершенность, недосказанность, т.е. возникновение синдрома полупозиции у человека, остановившегося на полпути. И вот сегодня, к удовлетворению всех, в той или иной мере приобщенных к творчеству Евы Златогоровой, можно уверенно сказать, что книга приобрела гармонию завершенного произведения, хотя, при этом, прекрасно понимаем, что она лишь этап большого и интересного пути.

    Содержание книги, при внешней соотносимости ее формы с мемуарной литературой, все же не укладывается в строгие, традиционные рамки этого жанра, стремясь выплеснуть потаенные глубины источника ярких эмоций, преобразованных в живительную энергию Добра и Любви. Проходящая перед нашим благодарным взором череда воспоминаний девочки, девушки, матери, бабушки, где детские впечатления неожиданно перетекают в переживания дня вчерашнего или размышления о неведомом грядущем, представлены не в ритмичном, хронологическом порядке, а передаются причудливой траекторией солнечного луча, попеременно выхватывающего из сумерек былого те или иные яркие воспоминания. К сожалению, яркое не всегда позитивно! Музыка ее сердца то звучит предельным отчаянием, как то, сцены похорон брата или страшный приговор врача-офтальмолога, то искрится полнотой счастья от общения с дорогим человеком и рождением детей, то вновь повергает в бездну отчаяния – смерть любимого мужа, то опять возвращает к свету новой жизни – рождение внуков!

      Воспоминания о школе, о детских играх, о звонких духовых оркестрах кумачового Первомая живо и красочно воссоздающие атмосферу далеких дней, нарисованы рукой зрелого и опытного писателя-мемуариста. И здесь особо следует сказать, что на фоне бесконечных обвинений и разоблачительства той эпохи, столь характерных для современных бытописателей, в ее восприятии минувшего, при всех его уродствах и горестях, нет и следа гневной ожесточенности, а лишь добрая взаимосвязь со временем, канувшем в Лету.

      Рожденный ее творческим сознанием маленький пушистый квант Любви и Добра, котенок Гришуня становится не только долгожданным и востребованным персонажем детской сказки, но и полноправным соавтором, игриво разматывающим очередной виток клубка воспоминаний, образующих новый и новый видеоряд.

     Подчас, бывает довольно сложно понять, откуда у женщины, на хрупкие плечи которой выпали столь тяжкие испытания, нашлись силы нести людям, в первую очередь, обделенным судьбой детям, свет и тепло своей души. Кажется, что она сама отвечает на этот сложный вопрос, используя философско-психологический термин «эмпатия» – способность представить себя на месте другого человека.

    Развивая затронутую тему, хочется сказать, что именно совершенное владение этим тончайшим инструментом сопереживания позволяет ей постоянно ощущать чужую беду, чужую боль, как свою собственную.

     Ее воспоминания и размышления, так же как и строки ее стихов сотканы из радости и горести, надежды и достоинства.

   «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко!» – вспоминает она слова известной песни и, словно соглашаясь и одновременно полемизируя с этим посылом, мудро и просто отвечает:

       «И ясно вполне ощущенье,

       Что два измеренья всего:

       «Сегодня» – как жизни теченье,

       «Вчера» – как судьбы торжество.

       Но хочет душа появленья

       В сознании, в мыслях моих

       И третьего бы измеренья –

       О завтрашних планах моих!»

 

   Именно этих, завтрашних, счастливых свершений мы ей от всей души и пожелаем.    

 

                                                      Б. А.  ЯКУБОВИЧ.        

 

Елимеева Наталья Генадьевна сотрудник библиотеки "Очаг" о книгах Евы Златогоровой.

Ева,
прочитала книгу "Королевтсво прямых зеркал". Здорово!.
Читается легко, с добрым чувством и уважением к автору, потому что Вы
замечательно нарисовали картинки нашего общего прошлого, искренно,
честно рассказали о себе. Так и хочется сказать, что Вы смотрите на мир
открытыми глазами - настолько зримо и ясно все, о чем Вы говорите, - это
проявление таланта не только писательского, но и  человеческого.
К концу повествования разволновалась  от всех переживаний и
сопереживаний - и в этом Вы оказались сильны.  Я не раз слушала Ваши
выступления перед школьниками,  и многое из написанного мне знакомо, но
книга снова обратилась к глубинам меня. Это еще одно свидетельство того,
что главным Вашим орудием труда является  ничем не приукрашенная и тем
прекрасная честность. Да и что еще придумывать, если жизнь Ваша
замечательна своими делами и чувствами, а события ее достойны быть
представлены и в литературе, и в кино, и на сцене.
И еще о книге можно сказать, что она излучает доброту и этим трогает
даже больше, чем рассказом о судьбе и судьбах.

В общем, издательство "От сердца к сердцу"  выпустило еще одну
замечательную книжку, мне кажется, лучшую из того, что было издано
раньше. И оформление отличное: фотографии хорошо подобраны и
представлены, а обложка от рисунка до шрифта - выше похвал.

Спасибо, Ева. Спасибо Алене, спасибо Наталье Моисеевой и всем, кто
помогал выпускать книгу.
Была тронута присутствием материала о нашей школе и своей заметки.
Только недовольна ее многословием и витиеватостью на фоне Вашей простоты
и  безыскусности.

Спасибо, спасибо, спасибо.
Будьте здоровы.
Наталья Левинтова

Заместитель директора школы № 707 города Москвы, почетный работник народного образования

Дорогая Ева, добрый день!

 

Хочу поблагодарить Вас за книгу "Королевство прямых зеркал" – прочитала сразу, а написать собралась сейчас.

Удивительное дело – Вы пишете о себе, своей семье, своей повседневной жизни, а я вспоминаю свое. Ваша книга всколыхнула очень дальние уголки памяти, куда я очень давно не заглядывала. Начала даже что-то рассказывать своим домашним, обсуждать и т.п.  У вас много деталей, которые точно свидетельствуют о своем времени. И эта узнаваемость  вместе с Вашей интонацией превращают текст в беседу. Мой дом (точнее, дом моего детства) цел, но двор изменен до неузнаваемости, а я сейчас его вижу таким, как в далекие пятидесятые. Как важно иногда окунуться в детство и вынырнуть оттуда помолодевшим.

Я думаю, что у Вас еще много всего интересного впереди, но то, что Вы сохраняете и ту, давнюю, память, очень важно, наверное, особенно, для внуков.

 

Удачи Вам и всего самого-самого доброго,

Елена Захарова

Заместитель директора Центральной библиотеке Всеросийского Общества Слепых

Игра отражений в прямых зеркалах

(отзыв Зайкиной на книгу Евы Златогоровой «Королевство прямых зеркал»)



 

Автобиографическая повесть Евы Златогоровой «Королевство прямых зеркал» состоит из двух книг, написанных с интервалом в два года: «Сценарий, которому не суждено стать фильмом» и «Сценарий, которому суждено стать фильмом».

 

***


Первую книгу — «Сценарий, которому не суждено стать фильмом» — Ева написала по просьбе взрослых читателей — тех, что ознакомился с ее детскими книгами и присутствовал на ее выступлениях перед детской аудиторией — многим захотелось узнать о необычном авторе побольше и поподробнее. А когда прознали, что Ева много лет ведет дневники, то уже даже не просили ее автобиографию — требовали!

И востребованная книга родилась. Причем в необычной манере — Ева пишет о себе в третьем лице и как будто смотрит фильм про себя. Отсюда и название — «Сценарий, которому не суждено стать фильмом». Главная героиня на вымышленном экране проходит свой реальный жизненный путь: сложный, тернистый, трудный, проблемный. Но препятствия и трудности она преодолевает, а проблемы решает — корректирует свою жизненную траекторию.


***

 

Начало «Сценария» — светлое доброе детство девочки-москвички. Семья стойко пережила большое горе — потерю ребенка (старшего брата Евы), и это горе не разобщило членов семьи, а наоборот, сплотило. И чтобы затушить горе, родители Евы родили еще одного ребенка — Леонида. И брат Леонид впоследствии сыграет большую роль в Евиной жизни — благодаря ему Ева состоится как писатель.

Далее плавно меняются кадры «Сценария»: юность, учеба, интересная работа, счастливое замужество, рождение двух дочек.

Но нагрянула беда, перевернувшая жизнь, — в результате болезни Ева полностью потеряла зрение. Хотя беда и застала врасплох, молодая женщина не растерялась — приспособилась к незрячей жизни: вела хозяйство, воспитывала дочек, ходила в театр, слушала аудиокниги, освоила компьютерные программы, позволяющие читать и писать людям, лишенным зрения. Большая, дружная семья, любящий муж и забота о детях держали Еву на плаву.

Шли годы. Семья раскололась, вернее, распределилась на две страны: одна дочка осталась в России, вторая перебралась в Германию. Но и это не разобщило семейный клан и не ослабило прочность родственных уз. Один за другим родились внуки — пятеро. И добросовестная бабушка Ева благоговейно «пасла» и московских внуков, и к германским летала.

Но в налаженную жизнь вторглось самое горькое для Евы горе — умер муж, с которым прожито четыре счастливых десятилетия. Да-да, именно счастливых — даже после того, как глаза погрузились в вечный мрак, а цвета и оттенки остались лишь в памяти. Отчаяние и непонимание, как жить дальше, — поначалу только это и ощущала сломленная горем пожилая Ева. Но произошло чудо — вдруг в ее воображении появился маленький черно-белый пушистый котенок и представился: Гришуня. И Еве захотелось написать о приключениях этого котенка Гришуни. И она почувствовала, что вполне способна это сделать — ведь у нее немалый опыт общения с малышами, она же столько всего рассказывала детям и внукам, столько всего с ними обсуждала.

И именно в стиле разговора автора с маленьким читателем написана первая книга «30 приключений кота Гришуни». Где только ни побывал этот бравый котенок за время своих путешествий! И то, что все годы Ева рассказывала детям-внукам о добре и зле, тактичности и бестактности, о других человеческих добродетелях и пороках, нашло отражение в первой и последующих книгах о добром отзывчивом котенке, стремящемся прийти на помощь всем, кто в ней нуждается. Так родилась первая книга, за ней последовали другие, а первая уже претерпела два переиздания. Евины познавательные и развивающие книги, полезные детям, их родичам и воспитателям, великолепно оформлены — с яркими, привлекающими внимание обложками и рисунками-раскрасками.

В дополнение к содержанию книги «Сценарий» приведу реальные факты — на правах живого свидетеля. Евины увлекательные и зажигательные книги охотно покупают, но Ева в первую очередь дарит их обездоленным и хронически больным — в детские дома, больницы и специализированные интернаты. Уже после первого «Гришуни» Еве предложили провести презентации в книжных магазинах, библиотеках, школах, и по своей инициативе она распространила свои выступления на детдома и интернаты. Рассказывает Ева живо, «с огоньком», без менторских ноток, и снискала нежное прозвище «Гришунина бабушка». Удивительно, но дети совершенно не замечают, что у нее незрячие глаза, — подбегают, показывают своих Гришунь: нарисованных на бумаге, вылепленных из пластилина, сшитых из различных мягких материалов. А на электронный адрес Евы часто приходят письма от детей и родителей, в которых они бурно обсуждают Гришуню с его друзьями и ситуации, в которые те попадают, и предлагают самостоятельно придуманные Гришунины приключения — ведь Ева призывает малышей к соавторству. И раскрашивание ими контурных картинок в Евиных книгах-раскрасках — тоже своего рода соавторство.

 

***

 

На только-только вышедшую из печати книгу Евы Златогоровой «Сценарий» отзывы начали поступать почти сразу. И люди, ожидавшие эту биографическую книгу, и увидевшие ее впервые, в большинстве своем прочитывали залпом — книга увлекательная, написала легким слогом, читается быстро. Ева по свойственной ей широте натуры тут же раздала чуть ли не половину тиража читателям-инвалидам: и московским развезли, и иногородним отправили.

Среди отзывов были и курьезные. Так, в г. Новомичуринске высоко оценили Евину книгу и слезно пожаловались, что ее никак не могут поделить две библиотеки (детские книги Евы в их фондах имеются). Придется Еве послать по книге в каждую библиотеку плюс отдельным неистовым читателям. А из Кемеровского Дома инвалидов пришла возмущенная смс-ка: как это «не суждено стать фильмом»? Именно по этому сценарию и надо снимать! Причем не фильм, а сериал, который будет покруче популярных «Райских яблочек»! Примечательно, что кемеровчане прочитали Евину книгу целиком в день получения: утром отзвонились, что получили посылку, а вечером (кемеровской ночью) уже «отбили» смс-ку. Эти даже не залпом прочитали, а на одном вздохе — с выдохом в виде мобильного отклика.

 

***

 

19 мая 2010 года прошла блестящая презентация Евиных двух книг — «Сценарий» и стихотворный сборник «Гжельское лето» — в реабилитационном центре «Царицыно». Это было ее второе выступление в этом центре. Первое состоялось 16 марта с.г. и собрало столько народу, что еле уместились в актовом зале, и Ева рассказала про свою готовящуюся автобиографическую книгу. В «Царицыно» эту книгу доставили сразу после выхода в свет, так что к выступлению 19 мая многие успели не только прочитать, но и подготовить устные и письменные отзывы. И 19 мая, помимо актового зала, не вмещавших всех желающих, пришлось задействовать также рекреацию перед ним, а после часовой презентации еще 2 часа продолжались кулуарные беседы. Отпустили Еву, лишь взяв с нее обещание приехать еще. Сотрудники реабилитационного центра признались, что такого потрясающего успеха в «Царицыно» не имели даже концерты известных певцов и музыкантов.

А 21 мая того года «Сценарий» и «Гжельское лето» были успешно представлены и дотошно разобраны на заседании литературного клуба «Московский Парнас».

 

***

 

Поэт и публицист Анатолий Богданович так кратко охарактеризовал книгу «Сценарий»: «не слабее книг Николая Островского, и убедительнее, потому что Островский писал под диктовку, а Ева Златогорова пишет самостоятельно». Ева восприняла это как комплимент и переадресовала его нашему высокотехничному веку: компьютеры с озвучкой позволяют читать и писать незрячим. Кстати, Ева пишет на компьютере быстрее зрячих — набор букв вслепую более скоростной, а озвучивающий робот выведен на максимум. Однако мнение Богдановича — это не комплимент, а признание, и я с ним согласна: читать Еву интереснее, нежели политизированного Островского, и у автора иное восприятие собственного текста, когда он пишет сам, диктовка несколько искажает и затрудняет работу.

По книге «Сценарий» возникло множество вопросов и пожеланий к автору — детализировать, как она адаптировалась к своему незрячему состоянию, как развивалась как детская писательница, как выработала броненосную жизнестойкость: несгибаемо противостоять всем бедам и горестям, мужественно переносить все жизненные трагедии. А некоторые восприняли Евину книгу как руководство по жизни — и в целом, и в частностях, и в отдельных ситуациях. И просили расширить повествование, дать подробности.

 

***

 

Уж если по книге возникло столько вопросов и пожеланий, да еще Евина техническая продвинутость и самостоятельность позволяет, — так сам Бог велел Еве начинать готовить следующее издание. И Ева покорно села за компьютер и продолжила написание своей автобиографической повести — с учетом пожеланий читателей. И название — «Сценарий, которому суждено стать фильмом» — тоже отражает чаяния читателей. А вот общее для первой и второй книг название — «Королевство прямых зеркал» — уже шло от Евиной души и отразило ее отношение к жизни и ее преломлению в творчестве.

 

***

 

«Сценарий, которому суждено стать фильмом» увидел свет в 2012 году — в составе объединенной повести «Королевство прямых зеркал», куда вошли и первый «Сценарий», и второй. Все равно тираж первой книги закончился, и ее нужно было переиздавать. Те, кому не удалось приобрести «Сценарий, которому не суждено стать фильмом» (книги быстро разлетелись), жалобно просили допечаток, электронная версия устраивала далеко не всех. Таким образом «Королевство прямых зеркал» удовлетворило все пожелания читателей.

Ева не стала писать хронологическое продолжение — оно бы не ответило требованиям читателей: ведь они задавали вопросы по разным периодам Евиной жизни, их остро интересовали и Ева-девочка и Ева-прабабушка. Поэтому в книге собраны уже другие воспоминания и яркие эпизоды всех протекших лет и десятилетий жизни Евы Златогоровой и ее семьи. И Ева скрупулезно освещала моменты, особенно интересовавшие читателей, и учитывала, какая информация могла бы им пригодиться и помочь в их жизни, при столкновении с их трудностями. «Сценарий, которому суждено стать фильмом» Ева пишет уже исключительно от первого лица — она же ведет беседу с читателями, рассказывает, отвечает, поясняет, советует.

 

***

 

А теперь позволю себе выплеснуть мое личное впечатление и высказать мое мнение о повести Евы Златогоровой «Королевство прямых зеркал».

На мой взгляд, в Евином повествовании лидирующая тема — не решение жизненных проблем, не инвалидность, не зрение, не стойкость, не адаптация. И не Евино творчество, и не ее педагогические навыки, и не умение увлечь и обаять любую аудиторию, от ранне-детской до сильно-пожилой, и не ее огромная и неоценимая помощь сиротам и инвалидам — щедро даримые книги, многочисленные бесплатные выступления и издание за свой счет произведений талантливых авторов-инвалидов. И даже не Евин стремительный взлет, огромный успех в литературной и социальной сферах и общественное признание.

Главная нить повести «Королевство прямых зеркал» — это СЕМЬЯ, семейное окружение, семейный клан. СЕМЬЯ — ключевое слово. Кто внимательно читал, тот заметил, что слово «семья» употребляется чаще всего. Семья на фоне времени и исторических событий. Хроника Евиной семьи: сначала советской, потом российской, потом расколовшейся на две страны, Россию и Германию, но не переставшей быть семьей. Повесть о том, как эта семья жила, как выживала, как появлялись новые ее члены и, увы, как уходили дорогие и близкие люди. Радость и горе — из этого соткана жизнь.

Сплоченная крепкая семья — дружный семейный клан, любящее родственное окружение — поможет пережить все удары судьбы. Любые невзгоды не страшны, если ты знаешь, что тебя поддержат родственники, что всегда найдется кто-то родной, кто подставит плечо в нужный момент, осушит твои слезы, напоит и накормит, если ты в этом нуждаешься. С семьей ты не пропадешь, не заскучаешь, не впадешь в тоску и никогда не узнаешь подлинный смысл холодного слова «одиночество». И степень твоего успеха находится в прямой корреляции с родственной поддержкой. Любой талант, даже такой безграничный, как у Евы Златогоровой, нуждается в развитии и поддержке. Сколько нереализованных гениев кануло в безвестность, потому что один в поле не воин, и будь ты хоть трижды гениален и востребован в самых актуальных областях, тебе в одиночку не подняться.

Сегодня в ходу слова «спонсор» и «раскрутка», и подчас исключительно на спонсоров и промоутеров уповают и возлагают все надежды. Отчасти верно, не спорю. Тогда в ракурсе современности рассмотрим и Евину ситуацию — ее семья выступила и спонсором, и промоутером. Замечательные книги про котенка Гришуню Ева создавала с помощью своих родичей, по достоинству оценивших ее талант. Внучка Алена делала иллюстрации, верстку и интернет-сайты, брат Леонид оплатил издание бумажных книг, внучка Аня вела заседание Союза писателей, посвященное Еве Златогоровой. И все члены семьи анонсировали, пропагандировали, распространяли книги Евы — это поначалу, а потом эстафету подхватили читатели, большие и маленькие, взрослые и дети. И семья одобрила Евино новое начинание — издание произведений авторов-инвалидов. Издатель Ева Златогорова — издательство «От сердца к сердцу» — и это у нее отлично получилось. А Евин девиз «Спешите делать добро», позаимствованный у доктора Гааза, может считаться и девизом всей ее семьи. И символично, что Ева Златогорова с семьей живет в Москве недалеко от Введенского кладбища в Лефортово, где покоится легендарный врач и филантроп Федор Петрович Гааз.

 

Ольга Зайкина, член Союза писателей России

 

Вчера вечером второй раз прочитала Ваш «Сценарий». Первый раз прочла очень быстро, на одном дыхании. Вчера  читала уже медленнее, вместе с Вами вспоминая  и переживая то, чему я была свидетелем или знала  по рассказам.

 

То, что книга читается очень легко, – признак того, как выросло Ваше мастерство за последнее время. Мне очень понравился  выбор  стиля изложения – не рассказ, не воспоминания, а именно фильм, который проходит перед внутренним взором.

 

Очень рада, что  Вам  наконец  удалось доверить бумаге то, о чем мучительно больно вспоминать.  Ведь если это написано, значит, разделено с кем-то, кто прочтет эту книгу.

 

Мне очень понравились психологические зарисовки. Я считаю, что  у Вас  это отлично получается   и  Вы могли бы заняться этим литературным  направлением  наравне со стихами.

 

Поздравляю Вас с изданием очередной книги и очередным творческим успехом!

 

Наташа, г. Москва  

Ваша книга вызвала целый видеоряд детских и юношеских воспоминаний. Хотя разница в возрасте ощутимая, но то время было более стабильным, оттого, наверное, очень много схожего в воспоминаниях. Спасибо Вам за книгу, которая вернула меня в мир моего детства и юности – это вызвало прилив тепла в душе!

 

Леонид, г. Москва

Сразу хочу отметить, что Ваша книга оставила много впечатлений,  у девчонок,  которым я давала ее читать. А стихи, так это вообще отдельная тема. Они понравились всем, каждый нашел в некоторых себя, а девочка (ей  три года)
в моей палате даже выучила одно: 

 

                                   На небе тучи собрались,
                                   И ветер появился....

 

Мне оказались очень близки такие стихи как:

 

                                   Я знаю, бывают минуты,
                                   Часы и целые дни,
                                   Когда на ногах твоих путы,
                                   А мысли – как тяжки они!..

«Билет в счастливое детство», «За руку с судьбой», «Вот и снова в квартире стоит тишина…». Читала их медленно, вдумываясь в каждое слово, вживаясь в них. Где-то плакала, примеряя сюжет на себя, а где-то, наоборот, в меня вселялась надежда, ведь мне она сейчас так нужна.

 

С собой еще коляску, сумку и Вашу книгу «Сценарий, которому не суждено стать фильмом», наверное, оставлю ее в Центре, где будем проходить реабилитацию: хочу, чтобы тоже знали о Вас.

Спасибо, что Вы есть.

 

Таня, г. Калязин

(Написано во время пребывания с сыном в Тушинской больнице перед отъездом в г. Краснодар на реабилитацию)

Прочитал книгу Евы Златогоровой – нет слов!

 

Очень-очень теплая и открытая книга – теперь я в 1000 раз лучше стал понимать все ею написанное. Поучительная и помогающая ЖИТЬ! Она действительно была всем нам нужна! Детям, кто уже прочел, она тоже по душе! Лизонька (12 лет) мне вчера, к примеру, заявила: «Узнав столько об авторе, я стала больше ПОНИМАТЬ КОТЕНКА ГРИШУНЮ!» Вроде смешно, а КАКОЙ ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ в этих детских наивных словах!

 

Андрей, г. Новомичуринск

 

Прочитала Вашу книгу, как говорится, на одном дыхании, мне действительно было  интересно. Очень понравились воспоминания о молодости, о том, как росли Ваши дети, как Вы их воспитывали. Буду ждать продолжения. А мой сын Паша с удовольствием читал истории про Гришуню. Сейчас Гришуня перекочевал в город Волгоград к моей внучатой племяннице. Правда, ей еще нет и трех лет, поэтому читает ей пока мама. Спасибо Вам большое за книги.

 

Таня, г. Москва

Хочу поблагодарить Вас за книгу, которую Вы подарили нам, когда приезжали в Германию. Прочитала  ее с большим интересом, помимо того, что мне было просто интересно узнать больше о вашей семье , понравился стиль. Читается легко и оставляет позитивное чувство.

 

Еще раз, спасибо.

 

Галя, г. Эссен, Германия

Замечательная книга. Прочла одну треть, но торопиться не хочется. Я вообще не люблю «глотать» хорошие книги. Тем более такую, как Ваша, где каждый абзац наполнен особым смыслом, где нет ни одного «проходного» слова. Меня так греет все, что Вы пишете о своей семье, о том особом микроклимате любви и взаимной помощи, которые ей свойственны.

 

А если еще учесть самое главное – Вашу ситуацию с глазами, – тому, как Вы справляетесь с ней, как продолжаете оставаться теплым, нежным душой человеком, как не только сами живете полноценной жизнью, но и без конца помогаете другим, хочется просто низко-низко Вам поклониться.

 

Я поздравляю Вас, Ева, с выходом этой книги.

 

Аталия, г.Москва

Закройте ровно на одни сутки глаза. Не завяжите, а именно закройте. И проживите эти сутки обычной жизнью обычного человека. Только тогда вам будет понятна книга Евы Александровны Златогоровой. Это невероятно трудно, но вполне возможно, если это в силу непоправимых обстоятельств жизни – оказалось целиком под силу женщине, автору этой незаурядной и очень запоминающейся книги. И все это – только с одной единственной оговоркой. Она живет с закрытыми глазами не сутки ровно, а сорок лет своей жизни! О ее образе жизни вполне возможно сказать: так можно и должно поступать ввиду и вопреки всем сложившимся обстоятельствам, которые часто предлагает жизнь.

 

Спасибо автору за ее добрую и ласковую книгу.

 

Зураб и Любовь Павловна, г. Москва

Евочка, пишите, пишите, пишите! И выступайте: Вы дарите надежду и свет многим и многим, нуждающимся в примере, и заставляете «прозревать» нас, вроде бы зрячих...

 

Ведь не всегда будет так, как сейчас, – книги издаем за свой счет и раздариваем друг другу. Все это временно! Придет время, и Ваш сценарий непременно станет фильмом (и в прямом, и в переносном смысле!!!).

 

Спасибо от нас, Ваших читателей-почитателей! Здоровья Вам, творческого вдохновения, легкого пера!

 

Галина г. Москва 

В сегодняшнем шумном, излишне пестром мире так не хватает простоты и ясности, прямых линий. В век избыточной информации так легко заблудиться, потерять ориентиры, перестать отличать черное от белого, свет от тьмы.

Какое гениальное оформительское решение нашла художник-оформитель Алёна Сорочкина, простое и удивительное, заставляющее, еще не читая книги, задавать вопросы: почему так, что стоит за этим, кто этот человек, одиноко сидящий в пустом зале (а не я ли это сам?). Оба решения на обложках, несмотря на преобладание темного цвета, ведут в перспективу, к свету в конце тоннеля. И хотя в названии Вашей повести заложен трагизм (слова «не суждено» подготавливают к печальному содержанию), неожиданно, особенно в начале поэтического сборника, столько светлых красок: там и «огонь полыхает в печи», и «радуга лучей», и «светлое зарево», и яркий костер, и яблоки, розы, ромашки, малина, астры, множество разных зверьков обитает в райском саду Вашей поэзии: кукушки, ежики, бельчата. А сколько звуков, которые в суете не замечаешь, а запахи! Очень вкусно, музыкально написано.

 

Ваши строчки заставляют встряхнуться, оглянуться вокруг, отделить «зерна от плевел», забыть на время страхи, не прислушиваться к  средствам массовой информации с их бесконечными, чаще всего негативными сенсациями и подставить лицо теплым лучам солнца. Вы напоминаете читателю, что есть вечное – тихий лесок и сиянье звезд. Говоря о простых вещах (работа на даче, вечер после работы в кругу близких), Вы подчеркиваете, что в этом и есть смысл жизни, ее радость. «Узнаю тебя, жизнь, принимаю и приветствую звоном щита!» Это Блок, но не сочтите за лесть, очень многие из Ваших стихов не уступают ни по форме, ни по содержанию творениям классиков русской поэзии.

 

Трудно поверить, что у Вас нет литературного образования. Природный талант. Редкий дар. Конечно, это горе способствовало «взрыву творчества», но я уверена: Вы бы в любом случае нашли способ реализовать то, чем вас Бог благословил.

 

Мне по роду своей деятельности приходится анализировать с гимназистами много поэтических произведений, рассказов и т. д. В Германии в старших классах это часть программы по английскому  и немецкому языкам. Таким образом их учат самостоятельно мыслить и в конечном счете собственные суждения оформлять грамотно с точки зрения структуры и содержания. Считаю, что это здорово, но такое рациональное мышление мешает иногда эмоциональному восприятию произведения. Ваш же «Сценарий» хочется просто читать, упиваясь ностальгическим ароматом прежних лет, детства, юности. Конечно, они у всех были разные, но с тем же привкусом послевоенного времени, когда лица людей еще несли печать горя и потерь и так хотелось тепла и счастья! Читаешь о Вашей семье (как здорово, что Вы поместили фотографии!) и заново ощущаешь дух разных периодов нашей жизни.

 

Ваша книга многому учит. Открывает глаза. Учит нежно относиться к своему прошлому и без страха смотреть в будущее. Учит опираться на свой разум и свои силы, жить ДОСТОЙНО.

 

Эмилия, г. Эссен, Германия

Прочитала книгу Евы Златогоровой «Сценарий, которому не суждено стать фильмом». Несколько раз пыталась написать отзыв, но каждый раз на следующих страницах обнаруживала мысли, сходные с моими. И особенно последняя часть с ее четкими выводами, имеющими программный характер. В общем, книга написана человеком, который не только хочет дать читателям ориентир в возможной жизненной катастрофе, но и указывает маршрут выхода из этой ситуации и на творчество как на мощный способ борьбы с депрессией. Наконец, показывает плоды этого творчества: не только литературные труды, но и очерки семейной педагогики. Последнее не только интересно, но и полезно для родителей, которым вскоре предстоит задуматься не только о проблемах воспитания, но и о юридических мерах, которые им грозят в случае воспитательных ошибок.

 

Наталья, г.Москва 

ШКОЛА НА ПУТИ К МИЛОСЕРДИЮ

 

Не так просто объяснить ребенку, почему он должен быть добрым человеком. То, что окружающие должны любить его, защищать, помогать, делать подарки – это естественно, это неминуемо для каждого ребенка. Так думает ребенок, выросш01ий в нормальной семье, где любящие родители дают ему все необходимое, даже не задумываясь о своем долге, а просто по любви. И ребенок принимает эту любовь, не задумываясь о долгах, но как свидетельство любви.

 

А потом начинается взросление, с которым приходит знание о том, что есть люди, которых то ли мало любят, то ли некому любить, то ли не за что любить – они другие.  Вопрос об отношении к этим людям может не возникнуть в сознании подростка, если существование этих людей достаточно удалено от него.  И тогда этому растущему человеку бывает нужен проводник, то есть тот, кто расскажет, что эти, нуждающиеся в любви и заботе люди, не так уж далеко, что случай, властвующий над людскими судьбами, может в одночасье выбросить тебя из  сегодняшнего окружения в лагерь  несчастных и нелюбимых.  Кто-то должен рассказать ребенку, подростку, юноше, что и его любовь и забота кому-то нужны, что эгоцентричный мир любви к нему несправедлив – справедлива взаимность чувств и равенство положений. И, самое главное, нужно уверить растущего человека в том, что он способен помочь другому человеку, что эта его способность помогать другим  обращается в моральный долг перед людьми, которые эту помощь ждут.

 

Для учеников общеобразовательной московской школы № 707 таким проводником стала Ева Александровна Златогорова, писательница и общественный деятель. Если сосчитать всех детей, к которым она приезжала на классный час, или на занятие группы продленного дня, или на специально организованную встречу, то их будет сотни четыре – большая часть школы.  С малышами она разговаривала о своем любимом герое котенке Гришуне, показывала яркие, полные необыкновенных приключений,  загадок, игр книжки, в которых всегда оказывалось, что добрым быть весело и интересно, а недобрым – скучно и одиноко.  И смотрящие на тряпичного Гришуню в руках писательницы ребятишки совершенно не замечали, что темные очки на ее глазах скрывают от них невидящие глаза.

 

Ребята постарше наоборот, слушая Еву Александровну, поражались ее оптимизму и нежеланию признать себя несчастной. Особый их интерес вызвали стихи Евы Александровны и автобиографическая повесть «Сценарий, которому не суждено стать фильмом».

 

«Я иногда жалуюсь на усталость и плохое самочувствие, или по другой причине бываю недовольна жизнью, а, послушав Еву Александровну, поняла, что нужно любить жизнь и воспринимать трудности и неудачи со стойкостью и верой в победу,» - так сказала о своем впечатлении о встрече с писателем ученица 11 класса Люба Соколова. Выпускники школы были настолько поражены самой личностью писателя, открывшимися перед ними социальными проблемами, решение которых зависит и от них тоже, что впервые задумались о своей роли, о своем месте в обществе. В классе учатся три инвалида детства, и пусть их внешний вид  ничем не выдает проблемы организма, но частая усталость,  возникающие трудности в учебе – стали заметны одноклассникам. С новым зрением пришли мысли о возможной помощи, появились предложения сесть на более удобное место, окрепла терпимость к их не всегда обычному поведению.

 

Особенно отзывчивыми на встречу с Е. Златогоровой оказались семиклассники. Тот самый класс, который доставляет столько неприятных минут своим учителям: шумные, не очень прилежные в учении, не всегда вежливые и доброжелательные.

 

Потом, готовясь к защите своего социального проекта «Эра милосердия» на школьной конференции, ребята сказали: «Эта встреча заставила нас задуматься над смыслом жизни, научила нас не пасовать перед трудностями, изменить свое отношение к людям, помогать тем, кому нужна помощь и помнить, чем больше добра мы делаем, тем больше добра нам вернется».

 

Именно этот класс, руководимый строгой и доброй, требовательной и переживающей Светланой Николаевной Клочковой, вдохновившись рассказом Евы Златогоровой о том, как она помогает детям из детских домов и о том как, бывает,  непросто живется этим детям, - взялись с особой горячностью творить добрые дела. Они стали чаще бывать дома у своей одноклассницы, больной ДЦП,  общаться с ней и посильно помогать в учебе, пригласили с собой в цирк – столько радости девочка не испытывала с рождения. Узнали, что во втором классе учится мальчик, мама которого не может водить его в школу из-за больных ног, - и стали приводить мальчика в школу и уводить домой. Не забыли ребята и нуждающихся в помощи животных, посетив  приют для бродячих собак. Для детей из далекого детского дома собрали посылку: игрушки, тетрадки, диски с мультяшками и сказками, написали им письмо. Когда получили ответ, были обрадованы не меньше самих детдомовских ребят, которые написали:

 

– «Привет ребята, спасибо за подарки»

– « Будьте всегда добрыми и красивыми»

– « Никогда не ссорьтесь»

– « Всегда улыбайтесь и радуйтесь жизни»

– « Пусть у Вас все будет хорошо»

 

Школьный проект «Эра милосердия» продолжится и в следующем году. Мы ждем Еву Александровну с новыми беседами. Малыши прочитали ее книжки, подаренные писательницей школьной библиотеке, и могут поговорить о новых приключениях Гришуни, который по задумке писательницы собирается пойти учиться в школу. Старшие ребята должны услышать от Евы Златогоровой слова о том, как важно осознать свою ответственность перед обществом и теми людьми, которые нуждаются в особом внимании, как инвалиды ждут иного отношения к себе, признание своих равных прав на жизнь в городе, на достойное образование. 

 

Пробуждение гражданского самосознания у молодежи и подростков, формирование не просто терпимого, а уважительного отношения ко всем людям без различия их физических возможностей, необходимость уважать права социального меньшинства, пробуждение нравственных чувств в поколении, идущем  на смену старшим – вот нравственные ориентиры активной деятельности писателя и гражданина Евы Александровны Златогоровой, ее вклад в воспитание московских школьников.

 

Левинтова Н.Е., заместитель директора школы № 707 по учебной работе, Почетный работник общего образования РФ